Рельсовая колея

Мы выполним весь комплекс работ по проектированию на всей территории Российской Федерации для дальнейшего строительства и ввода объекта в эксплуатацию.

Рельсы

Рельсы - стальные балки специального сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для образования, как правило, двухниточного пути, по которому перемещаются подвижной состав ж.д. транспорта, городских железных дорог, специализированный состав в шахтах, карьерах, крановое оборудование. В монорельсовых дорогах для перемещения кран-балок и в некоторых других случаях используется один рельс как поддерживающая и направляющая конструкция.

На железнодорожном транспорте рельсы являются основным элементом верхнего строения пути. Рельсы направляют ходовые части локомотивов, передают давление от колес на подрельсовое основание, обеспечивают поверхность наименьшего сопротивления качению колес подвижного состава. На участках с автоблокировкой рельсовые нити служат проводниками сигнального тока.

Для надежной работы рельсы должны быть прочными, износоустойчивыми, твердыми и вязкими. При достаточно унифицированной форме рельсы обычно характеризуются линейной плотностью, округленные значение которой (в кг/м) указывается при обозначении рельс (Р50, Р65, Р75). Для рельс укладываемых на железной дороге широкой колеи, линейная плотность обычно равна 50-75 кг/м.

В готовых рельсах не допускаются значительные остаточные (внутренние) напряжения, которые появляются при прокатке и особенно при правке рельс. Готовые рельсы на заводах проходят приемо-сдаточные испытания и приемочный контроль. По результатам приемки рельсы разделяют на сорта и группы с соответствующей маркировкой продукции.

Рельсовая колея

Рельсовая колея должна строго соответствовать ходовым частям подвижного состава, поэтому нормы и допуски на прокладку пути и содержание рельсовой колеи определяются взаимодействием пути и подвижного состава.

Ширина колеи на Российских железных дорогах сохранилась практически без изменений со времени постройки линии Петербург-Московской железной дороги (1851), когда колея была принята равной 0,714 сажени, что соответствует 1524мм. В Западной Европе, США, Канаде железные дороги, также новые линии в Японии имеют нормальную ширину колеи 1435мм. На железной дороге стран Африки, Южной Америки, Индии и ряда других стран ширина колеи преимущественно 1067мм.

В некоторых странах сохраняются в основном для грузовых перевозок узкоколейные железные дороги. В нашей стране узкоколейные дороги, с шириной колеи 750 мм, наиболее часто прокладывались в местах лесоповала и торфоразработок, на территории промышленных предприятий. В отдельных случаях для внутризаводских путей применялась рельсовая колея 600 мм. Первые заводские узкоколейные железные дороги сыграли огромную роль в развитии конструкции пути современных магистральных линий, в унификации ширины колеи.

Важнейшим параметром рельсовой колеи является ее ширина (расстояние между внутренними рабочими гранями головок рельсов железнодорожного пути). Различают железные дороги с широкой (боле 1435мм), нормальной (1435 мм) и узкой (1076, 1000, 914, 891, 762, 750,600 мм) колеей.

Узкоколейка

Узкоколейная железная дорога – железная дорога облегченного типа с шириной колеи менее 1520 мм. Узкоколейные железные дороги обслуживают в основном промышленные предприятия, шахты, рудники. В некоторых странах отдельные участки железные дороги общего пользования так же имеют узкую колею.
Впервые такие дороги появились в середине 18в. На шахтах Шотландии, где им дали название экономичных железных дорог, затем их стали строить во Франции, Германии, Швеции, Норвегии.

Первая в России узкоколейка была построена ы 1871 году между станциями Ливны и Верховье протяженностью 57 верст с колеей шириной 3,5 фута (1067мм).
На линии трудился специальный подвижной состав: два пассажирских и четыре грузовых паровоза. В 1898 году данный участок был переоборудован под работу нормальной колеи. Узкоколейная железная дорога сохранилась близ г. Вентспилса – старая Курземская линия, построенная в начале 20 века. На острове Сахалин. Для нашей страны установлена стандартная ширина колеи 750 мм.

Главное преимущество узкоколейных железных дорог это простота сооружения за счет меньших объемов земляных работ, упрощенного и облегченного ВСП а как следствие меньшие начальные инвестиции в сооружение узкоколейки по сравнению с ж.д. путями нормальной колеи.

Из недостатков можно отметить меньшую провозную способность. Необходимость перегрузки товаров на стыке их с дорогами нормальной колеи, Повышенная потребность в вагонах и локомотивах (так как масса поездов должная быть меньше).

Многие участки существовавшей узкоколейной железной дороги со времени были отданы для организации «Детских железных дорог».

Детская железная дорога

На железнодорожном транспорте сооружались узкоколейные железные дороги, для детей школьного возраста в рамках учебно-воспитательных учреждений, получившие в последствии название детской железной дорогой. Они способствовали развитию технического творчества и железнодорожного моделизма у ребят. Дети чаще проявляли интерес и вовлеченность к железнодорожным специальностям. Для детской железной дороги специально прокладывают узкоколейный рельсовый путь шириной 750мм.
Протяженность детской железной дороги обычно составляет от 1,5 до 5 км. Подвижной состав это 1-2 тепловоза и 4-5 пассажирских вагонов. Железнодорожный путь оборудуют устройствами СЦБ и связи, строят небольшое вокзальное здание, депо, стрелочные посты, создают кабинеты для занятий, мастерские и лаборатории для проведения занятий с юными железнодорожниками.

Первая детская железная дорога была открыта в Тбилиси в 1935 году. До наших дней сохранилось не так много детских железных дорог, но, тем не менее, на 1990 год, еще в СССР на постоянной основе действовало порядка пятидесяти детских железных дорог по всей стране, было организованно свыше 3000 кружков для детей. А за летний период по детским железным дорогам проходило до 15 000 пассажирских поездов, в которых перевозилось более двух миллионов пассажиров.

Вернуться к списку