Автомотриса, конка, виды вагонов. Или немного о подвижном составе

Мы выполним весь комплекс работ по проектированию на всей территории Российской Федерации для дальнейшего строительства и ввода объекта в эксплуатацию.

Подвижной состав

Подвижной состав – подвижные железнодорожные единицы, предназначенные для перевозки грузов, и пассажиров по железным дорогам.

Различают:
  • Самоходный подвижной состав, к которому относятся локомотивы и автовагоны (авто- и мотодрезины, автомотрисы и др.) имеющие (в отличие от локомотивов) помещения для перевозимого груза и пассажиров.
  • Несамоходный подвижной состав – грузовые и пассажирские вагоны, а также мотор-вагонный подвижной состав (электропоезда, дизель поезда), состоящий из моторных вагонов, выполняющих функции локомотивов, и прицепных вагонов.

Подвижной состав является важнейшей частью технических средств железнодорожного транспорта, свойства и показатели которого определяются ростом перевозок, связанным с развитием экономики, производства, промышленности и торговли. Себестоимость перевозок железнодорожным транспортом зависит от массы поезда, экономичности локомотива, стоимости обслуживания и затрат на их ремонт.

Локомотивы передвигают по железнодорожным путям составы или отдельные вагоны. Изначально Локомотивами называли только паровозы, но в дальнейшем данное название стали применять ко всем видам железнодорожных тяговых средств. К основным видам локомотивов относятся: паровозы, тепловозы, электровозы. Кроме того, со времени появления первых локомотивов в разные годы проектировались, выпускались, испытывались опытные образцы и промышленные партии комбинированных оригинальных локомотивов, предназначавшихся, как правило, для специальных целей. Например, выпускались бестопочные паровозы, воздуховозы, паротурбовозы, теплопаравозы, турбовозы, газогенераторные тепловозы, аккумуляторные электровозы, дизель-электровозы и другие локомотивы, не получившие, однако, широкого применения.

Паровозы и тепловозы являются автономными локомотивы, так как имеют собственные установки для выработки энергии. Электровозы зависят от источника энергии; получают электроэнергию через контактную сеть от тяговых подстанций, питаемых стационарными или передвижными электростанциями. Паровозы - первые локомотивы, которые появились в начале 19 века, почти 100 лет были на железнодорожном транспорте единственным видом локомотива. Совершенствование паровозов шло в направлении повышения их мощности, скорости движения, силы тяги, экономичности.

Несамоходный подвижной состав является многочисленной частью общего парка подвижного состава. Пассажирские и грузовые вагоны различных типов и конструкций, в том числе спальные вагоны для поездок на большие расстояния, вагоны с местами для сидения, вагоны-рестораны, технические и служебные вагоны разного назначения (санитарные, лечебные, вагоны лаборатории и др.) .

Требования к подвижному составу, обращающемуся на железной дороге и приписанному к промышленным предприятиям и разным организациям, регламентируются действующими «Правилами технической эксплуатации» железных дорог. Согласно Правилам подвижной состав должен удовлетворять требованиям габарита подвижного состава, находиться в исправном состоянии, гарантирующем безопасность его эксплуатации.

Автомотриса

Автомотриса (от французского automotrice – самодвижущийся) – моторный самоходный вагон с двигателем внутреннего сгорания. Пассажирские автомотрисы предназначаются для служебных поездок (инспекционных, доставки ремонтных бригад к месту работы), а также для пассажирских перевозок на железных дорогах с малыми пассажиропотоками.

До 1940-х годов термин Автомотриса применялся к пассажирским и грузовым самоходным вагонам, чтобы отличать их от снимаемых с железнодорожного пути автодрезин, позже этот термин стали применять только к пассажирским самоходным вагонам с двигателями внутреннего сгорания. Самоходные несъемные с пути вагоны технического назначения стали называться автодрезинами, а съемные – мотодрезинами. С 1970-х годов термином Автомотриса обозначают в основном автодрезины, на которых используют дизель.

В 1964-1980 выпускались служебные автомотрисы АС1А с автомобильным бензиновым двигателем мощностью 50кВт. Салон автомотрисы рассчитан на 24 места для сидения. Передача механическая, через карданный вал на заднюю ось. К автомотрисе можно прицеплять подвижной состав массой до 10 тонн.

В 1969 году на Рижском вагоностроительном заводе были построены автомотрисы типа АР1 с двумя дизелями мощностью по 175 кВт. В салоне находится 90 мест для сидения. Автомотриса позволяет использовать автоматическое и ручное управление, а также управление специальными автомотрисами по системе многих единиц. Мощность с валов двигателей передавалась на колесные пары через гидравлическую передачу и карданные валы. Конструкционная скорость 100 км/ч. В эксплуатации находятся также автомотрисы выпускаемые заводами Шкода с дизелями мощностью 550 кВт. В пассажирском салоне размещены 64 места для сидения. Передача на движущие оси осуществляется тяговым электродвигателем, связанным с движущимися осями карданным валом. Максимальная скорость автомотрисы 120 км/ч.

В 1984 чехословацким заводом «Вагонка-Студентка» изготовлены 4-осные автомотрисы АЧ2 с дизелем. В пассажирском салоне – 67 мест для сидения. Мощность около 750 кВт. Конструкционная скорость 120 км/ч. К автомотрисе можно прицеплять один или два прицепных вагона, имеющих по 123 места для сидения. Две автомотрисы с прицепными вагонами образуют шести вагонный поезд.

Монтажная автомотриса - применяется при монтаже контактной сети с железнодорожного пути. Монтажная автомотриса оснащена подъемно-поворотной монтажной площадкой с управляемым из кабины гидравлическим приводом подъема и опускания площадки. Рабочие площадки обычно имеют размеры 12,5*2, 4,7*2, 4,5*1,5 м и высоту подъема соответственно 7,6, 9,6, 6,9 м, наибольший вылет поворотной части от оси пути 4, 4, 5,85 м, угол поворота 90, 90, 1800 Монтажные автомотрисы оборудуются подъемной стрелой или крановой установкой грузоподъемностью 1 и 3т.

Конно - железная городская рельсовая дорога

В конце 19 века, начале 20 была одним из основных видов общественного транспорта в крупных городах. В России конка появилась впервые в 1854 году в окрестностях Санкт-Петербурга. Предложение о проведении линии конки в Москве обсуждалось на заседании городской думы в 1863 году, но построена первая линия к открытию Политехнической выставки в 1872 году. Дорога соединила площадь Смоленского (Александровского, Брестского, ныне Белорусского) вокзала у Тверской заставы с Красной площадью у Исторического музея.
В 1875 создано Первое общество конно-железных дорог в Москве, в 1885 – бельгийское «Главное общество конно-железных дорог», которые проложили линии по Бульварному кольцу, Садовому кольцу и от центра к окраинам (на Воробьёвы горы, в Дорогомилово, Бутырки и др.). К 1900 сеть конно-железных дорог в Москве составила 90 км. На линиях курсировал 241 вагон. В год перевозилось до 25 миллионов пассажиров (в 1894-96). Были построены коночные парки для содержания лошадей и технического обслуживания вагонов.

Вагоны конки строились открытого и закрытого типов, часто двухэтажными с верхней открытой частью. Такие вагоны тянула по рельсовому пути с помощью каната пара лошадей. На крутых подъемах припрягали еще 1-2 пары лошадей, которыми управляли форейторы, выпрягавшие дополнительных лошадей на ровном месте дороги.

В начале 20 века Конка появилась во многих города России, была распространена и за рубежом. Однако в конце 80-х годов 19 века стала вытесняться более удобным рельсовым транспортом – трамваем. В Москве Конка была выкуплена Городской думой у частных компаний частично в 1901 и окончательно в 1911, постепенно заменена трамваем. В конце 80-х годов 20 века во многих городах были восстановлены некоторые маршруты конно-железных дорог, которые являются экологически абсолютно чистыми и особенно уместны в исторических заповедниках частях городов, где сохраняются архитектурные памятники старины.

Фуникулер

Фуникулер (от французского funiculare, от латинского funiculus – тонкий канат, веревочка) – рельсовая дорога с канатной тягой для перевозки на короткие расстояния пассажиров или грузов в вагонах по крутым подъемам. Впервые использование фуникулеров в качестве пассажирского транспорта предложено в 1825 году, а осуществлено в 1854 в Италии (Генуя) и Австрии (Зоммеринг).
Вагоны фуникулера перемещаются по рельсовому пути, наклон которого не превышает 35 градусов, с помощью прикрепленного к ним каната. Канат скользит по роликам, размещенным между рельсами. Тяговое усилие передается через канат от электродвигателя, расположенного на концевой (обычно верхней) станции, через систему механических передач и приводную лебедку. Вагон или канат оснащен механическим тормозом, обеспечивающим автоматическое торможение при отключении электродвигателей или обрыве каната.
Ширина колеи обычно равна 1 м, радиус кривых 100м и более. Фуникулеры могут быть как однопутными, так и двухпутными с независимыми рельсовыми путями. На однопутных фуникулерах устраивают разъезды. В связи с большим уклоном вагоны и станции выполняются ступенчатыми так, что положение пола вагона при любом наклоне рельсового пути остается горизонтальным.

Провозная способность фуникулеров не превышает 600 человек в час. Фуникулеры имеют ограниченное распространение из-за прерывистого характера работы, большого времени на вход и выход пассажиров или погрузку и разгрузку, небольших скоростей движения и невозможности выполнения сложных трасс. Фуникулеры устраивают в местностях с горным рельефом, в курортных зонах для перевозки пассажиров, внутри промышленных объектов, расположенных в горах для перевозки грузов.

Поезд

Поезд это сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, а также локомотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и дрезины несъемного типа, отправляемые на перегон и имеющие установленные сигналы. На отечественных железных дорогах требования к формированию, движению, приему и отправлению, обслуживанию поездов установлены действующими Правилами технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ). В соответствии с назначением поезда делятся на:

  • Внеочередные - восстановительные, пожарные, снегоочистители и другие
  • Очередные - пассажирские (скорые, дальние, местные и пригородные), почтово-багажные, воинские, грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов.

Поезда формируются главным образом на на крупных станциях в соответствии с ПТЭ, графиком движения поездов и планом формирования поездов. Масса и длина грузовых поездов по направлениям и каждому участку устанавливается, но нормам в графике движения и плане формирования в зависимости от типа локомотива, профиля пути на участках и полезной длины приемо-отправочных путей на станциях.

В поезда не ставят следующие вагоны:
  • Технически неисправные
  • Угрожающие безопасности движения
  • Загруженные сверх грузоподъемности
  • С нарушением технических условий погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе
  • Имевшие сход с рельсов или находившиеся в поезде потерпевшем крушение
  • Не имеющие трафарета, свидетельствующего об установленном виде ремонта
  • С негабаритными грузами

Все вагоны поезда включаются в автотормозную сеть. Перед рейсом производятся полное обследование автотормозов в поезде с проверкой состояния тормозной магистрали и действия тормозов всех вагонов, а также сокращенное опробование с проверкой действия хвостового вагона. Поезд обслуживается локомотивной бригадой, состоящей из машиниста и его помощника. Пассажирский поезд, кроме того, обслуживается проводниками вагонов. Каждый поезд находится в распоряжении машиниста ведущего локомотива. На станциях машинист подчиняется указаниям дежурного по станции.

Вагон

К железнодорожным вагонам предъявляются высокие требования надежности, долговечности работы их узлов и оборудования, простоты обслуживания и экономичности. Конструкционная скорость современных грузовых вагонов 120 км/ч.

Вагоны должны удовлетворять требованиям габарита подвижного состава, установленного государственным стандартом. Габарит подвижного состава представляет собой предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу должен помещаться порожный и груженный подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути.

Вагон представляет собой единицу подвижного состава железной дороги. Вагоны бывают открытого или закрытого типа, оборудованы всеми необходимыми средствами для включения в состав поезда и предназначенные для перевозки грузов (Грузовой вагон) и пассажиров (Пассажирский вагон). Первая дорога с конной тягой и регулярным движением экипажей открылась в английском графстве Сюррей близ Лондона еще в 80-е годы 18 века. Для Царской железной дороги, открывшейся в 1837 году, подвижной состав, в том числе и вагоны, был закуплен за границей.

Разновидность вагонов:
  • Пассажирский
  • Грузовой (товарные)
  • Думпкар (с опрокидывающимся кузовом)
  • Цистерны (для перевозки жидких, газообразных, спекающихся и пылевидных грузов)
  • Платформы
  • Хопер (саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов) и т.д.

Основные типы грузовых и пассажирских вагонов различаются по числу колесных пар (осности) - бывают 2-, 3-, 4-, 6-, 8-осные и многоосные вагоны. Основные параметры, характеризующие вагоны: грузоподъемность или собственная масса (тара), нагрузка от колесной пары на рельс (осевая нагрузка), нагрузка на 1м пути (погонная нагрузка).
Различают вагоны для ширококолейных и узкоколейных железных дорог. Размеры вагонов соответствуют определенному габариту подвижного состава; могут эксплуатироваться по всей сети железных дорог страны либо на железнодорожных путях промышленных предприятий, а так же использоваться для внешних перевозок до места примыкания путей промышленных предприятий к магистральным.

Грузоподъемность вагона – количество (масса) груза, допускаемого к перевозке в грузовом вагоне исходя из прочности его конструкции и установленной конструктивной скорости. Повышение грузоподъемности вагона позволяет увеличить объем перевозимой продукции. Для полного использования грузоподъемности вагона устанавливают наиболее целесообразное соотношение грузоподъемности и объема кузова, или вместимости вагона.
Различают полный объем кузова вагона (геометрический) и погрузочный (полезный), который составляет часть полного, реально используемую для загрузки вагона определенным видом груза. При загрузке открытых вагонов выше бортов погрузочный объем бывает больше геометрического. Количество груза, которое должно быть загружено в вагон с учетом максимального использования его грузоподъемности и вместимости называют нормой загрузки вагона.

Вернуться к списку